Сохраняя природу, сохраняем будущее!
Русский | English

Новости

08.12.2017
06.12.2017
01.12.2017
28.11.2017

Историко-культурная ценность

Историко-культурная ценность

Саяны - горный район, расположенный на юге Сибири, на северо-востоке от Алтая, к западу от Байкала (название произошло от имени обитавшего в этих горах тюрко-язычного племени Саянов). Эта горная страна находится на территории двух государств - России и Монголии. Иногда Саяны объединяют вместе с Алтаем в единую Саяно-Алтайскую горную систему. В составе Саян, ввиду различий рельефа, а также визуальных границ, выделяют как отдельные горные системы Восточные и Западные Саяны.

Между хребтов в Саянах расположены порядка десятка котловин различных размеров и глубины, самая знаменитая из которых - Минусинская котловина, известная своими археологическими памятниками.

Древние народы предгорьев Западного Саяна имели высокую культуру. Так, предки хакасов добывали и обрабатывали железо, медь, серебро, золото, знали поливное, арычное земледелие, владели письменностью. Доказательства привести несложно, археологическая наука строиться на фактах осязаемых, в полной мере материальных. В последние десятилетия археологи выявили до того неизвестные свидетельства функционирования Великого Сибирского пути в эпоху становления в Восточной Европе Киевской Руси. Наиболее интенсивно он действовал в 11 - 12вв., задолго до монгольского нашествия. По этому пути на Днепр, Волхов и Волгу приходили торговые и посольские караваны из крупнейшей и экономически развитой сибирской страны того времени - Древнехакасского государства.

Сибирский путь искони соединял взаимодействующие народы. До известной степени именно он заменён теперь Транссибирской магистралью.

О древних связях жителей присаянских степей свидетельствуют находки монет древнего Китая, арабского Востока и романского Причерноморья.

Первые русские появились в Западном Саяне в 1615 году. Ими были царские послы В. Тюменец и И. Петров, ходившие с посольством в Тувинские земли и оставившие записки, где содержались отдельные географические сведения о крае.

Долгие годы Ермаковский район не привлекал внимания ученых археологов, лишь начиная с 1984г. отряд кандидата исторических наук Н. Боковенко (среднеенисейской археологической экспедиции, Ленинградского института материальной культуры РОАН) стал плано­мерно исследовал Усинскую котловину - правобе­режье от Мирской тропы до ручья Соснового и ле­вый берег от р.Макаровка до р.Теплой. Было вы­явлено девять разновремен­ных могильников, а в райо­не Усть - Федоровка на ле­вом берегу еще два памят­ника изобразительного искусства, одним из кото­рых является плита из крас­ного девонского песчани­ка с изображением личи­ны Окуневского времени. В 1985-86гг., были прове­дены раскопки курганов из разных могильников, относящихсяк культурам бронзового века. В 1993-95гг. на реке Теплой было исследовано уникальное захоронение представителя княжеской власти, так называемой Саглынской культуры (V-III вв до н.э).

В девяностые годы изучением археологических памятников эпохи средневековья в Усинской котловине стали заниматься Новосибирские археологи под руководством к.и.н. О.Митько. Был исследован большой могильник кыргызкого времени X-XIIвв. в устье р.Мутная.

 

До сих пор остается практически неизученной горная и таежная часть района. О том, что на территории природного парка «Ергаки» могут находиться памятники, свидетельствуют случайные археологический находки из камня, бронзы и железа. Во время экспедиции института археологии РОАН в Туву под руководством д.и.н И.Л.Кызласова, в 1995г.во на берегу Ойского озера, были найдены кремневые отщепы, свидетельствующие о наличие там стоянки первобытного человека.

Вначале 90-х годов охотниками из п.Ойский, в районе Оленьей речки, были найдены несколько бронзовых предметов которые можно датировать VII-V вв. до н. э. Там же студентами Красноярского педагогического университета было найдено несколько бронзовых оленей относящихся к тому же периоду.

По информации д.и.н. профессора В.Я.Бутанаева в районе р.Малая Оя и перевала Кулумыс в восемнадцатом веке несли сторожевую службу ясачные казаки из хакасов. В их обязанность входило патрулирование границы с китайской империей. Пограничные столбы были установлены в 1727г. на перевале Хонин -Дабага в верховьях реки Ус и на горе Кынззе- Маде.

Особую роль в присоединении Россией огромных пространств Сибири сыграл Великий Сибирский путь, издревле соединявший Северную Евразию. Именно вдоль него и во многом благодаря нему сложилась и крепла Россия. Именно этот путь проходил через территорию нынешнего природного парка «Ергаки».

По тропам, которые шли через Саяны из Тывы, вывозили золото, пушнину, мясо. По территории парка «Ергаки» проходило три тропы,  и только одна из них действовала круглогодично.

Самой известной мирской тропой считается Усинская.  

Проходила она через хребет Мирской, далее вдоль р.Кызыр-Суг, через хребет Ойский. Выходила она на реку Ус к усинскому селению, а шла примерно по оси позднее проложенного Усинского тракта (парковая трасса). На ней располагалась избушка для отдыха на поляне "Семь лужков" и несколько срубов. Тропа преодолевалась за двое с половиной - четверо суток.

После заключения пограничного трактата с Китаем в 1727г. освоение края стало более интенсивным, в поисках новых рынков сбыта промышленных товаров, обмена их на пушнину,  минусинские купцы стали снаряжать торговые караваны в Туву, находившуюся в то время под властью Джунгар. Первоначально на такие экспедиции уходило много времени, так как фактически существовал лишь один путь по замерзшему Енисею. Дальнейшее развитие торговли требовало прокладки конных караванных троп. С прокладкой троп купцы активно начинают обустраивать торговые фактории и заимки. С каждым годом объем товарооборота возрастал.

В конце XIX - начале XX веков   делались первые попытки колонизовать межгорные саянские котловины (село Усинское) и незаселенные тувинские земли (по реке Ка-Хем). Предприимчивые люди приспосабливались к природным и погодным условиям, выбирали более безопасные участки мирских и охотничьих троп. По ним через Саяны и шли "дикие" переселенцы-старообрядцы, сектанты, истые искатели обетованного "Беловодья", именуемые официально раскольниками, вольные переселенцы и беглые крестьяне.

В Туве появились первые русские промышленники и купцы - Медведевы, Сафьяновы, Вавилины и другие. В верховьях Енисея (Бий-Хема) предприниматели Сафьянов и Железнов проложили дерзкие маршруты, открыли крупные золотые прииски, которые разрабатывались с использованием дражного оборудования.

Но проходы караванов через Саяны  оставались очень опасными. Иногда терялась часть груза, гибли лошади и даже люди.

Дальнейшее развитие торговли и хозяйственное освоение Усинской долины, напрямую зависели от наличия надежной и удобной во все времена года   дороги.

Необходимость транспортной артерии, связывавшей Туву и Россию,  обусловила  строительство первой колесной дороги через Саяны-от Минусинска до Белоцарска, полностью законченное уже в советское время. 

Усинский тракт был единственной дорогой, связывавшей Туву и Красноярский край, если не считать трудного, действовавшего лишь в короткий период лета,  водного пути по Енисею, который на первых порах играл главную роль. Только увеличение грузопотока по усовершенствованному Усинскому тракту позволило отказаться от опасного водного пути.

В 1907-1908 годах Иркутским дорожным отделом были проведены изыскания колесной дороги , позднее проложенной по территории парка, соединявший юг Красноярского края с Тувой. Их вел инженер Глебович.

  Осенью 1909 года начались строительные работы от с. Григорьевка в сторону Тувы. В 1910 году было учреждено Управление Усинской колесной дороги.

На первых тридцати верстах от Григорьевки до хребтовых перевалов дело шло довольно быстро. Выравнивалось полотно, строились мосты. Все делалось вручную. На хребте Кулумыс вели дорогу поясными подъемами по склонам, серпантином. После перехода Буйбинского перевала, в долине Уса, в трех местах поставили паромные переправы.

К 1914 году были уже готовы 35 верст.

Помимо важности для государства постройки этой дороги, которая соединяла почти недоступную Усинскую котловину и Туву со всей Россией, будущая дорога имела еще и стратегическое значение: она проходила по таким местам, где п

очти каждая гора или сопка представляют из себя природную крепость, защищенную от взоров глухой тайгой с натуральными препятствиями в виде заломов, завалов ко

лодника. К тому же торговля с Монголией, до тех пор мизерная, сопряженная с величайшими трудностями, затратами и риском по доставке товаров,

значительно развилась.

Устраивались на строительные работы, в основном, крестьяне-переселенцы, а с начала первой мировой войны к ним стали привлекаться каторжные. Были среди рабочих и политические ссыльные из Иркутского централа, а потом и из тюрем Самары и Саратова. Трудились они под строгой охраной от зари до зари. Строили переправы, дорогу, станционные здания, мосты.

Уже в семидесятых годах ХХ века около 360 километров дороги было покрыто асфальтом (устройство черного покрытия началось с 1954 года). Появились новые мосты через Ою, Ус, Буйбу, заменившие паромы, задерживающие движение через Енисей и Абакан. С ними исчезли и пробки на тракте. Были сделаны обходные дороги у Минусинска, Знаменки, Ермаковского, а также сделан Большекебежский обход, который сократил путь на 17,5 километров, оставив в стороне опасные места - болотистое плато Амбука и крутые петли Кулумыса.

Благодаря транспортной доступности Россия вовлекает богатства Западного Саяна в активный хозяйственный оборот. Геологи открыли в Западном Саяне большие запасы железных и медных руд, золотые россыпи, богатейшие залежи асбеста. В присаянских котловинах найдены пласты каменного угля. Саяны обладают колоссальными энергетическими ресурсами. Саянские охотники ведут промысел пушнины.

Сегодняшний Усинский тракт - одна из красивейших дорог России. В настоящее время она является федеральной трассой и пересекает уникальный по своей красоте и неповторимости краевой природный парк «Ергаки», который недаром называют «жемчужиной Саян». Неповторимая, чарующая красота живописных ландшафтов Ергаков притягивает, как магнит, бесчисленное количество поклонников. Недаром говорят, что это место - дверь, через которую можно отправиться в сказочное путешествие, где сбываются мечты, и человек находит себя в гармонии с природой.