Новости

19.07.2019
15.07.2019
10.07.2019
09.07.2019

Железная дорога Курагино-Кызыл: идут изыскания

Продолжаются изыскательские работы в районе будущей железной дороги Курагино-Кызыл. Трасса проходит по территории, богатой культурно-историческими ценностями - это касается как тувинской части дороги, где расположены долина царей, заказник «Ээрбекский», так и природного парка «Ергаки». Задача всех участников проекта состоит в том, чтобы железная дорога способствовала развитию экономики в обоих регионах, не нанося ущерба окружающей природе. Окончательный вариант трассы будет выбран с учетом всех предложений и замечаний сторон, заинтересованных в минимизации экологических воздействий.

Вот почему сегодня на территории природного парка «Ергаки», через которую пройдет железная дорога, трудятся не только геодезисты, геологи, топографы, но и непосредственно работники парка, которые ведут исследования, связанные с экологией и охраной живого мира.

Уже проведены предварительные исследования, намечено место прокладки железнодорожной линии по всей ее протяженности. Работниками природного парка «Ергаки» отмечены критические места, где осуществляется традиционный переход диких животных, интересные ландшафтные объекты, например, необычные скалы, составляющие природную достопримечательность. Проводятся также геоботанические исследования. В частности, уточняются определенные типы растительности по климатическим поясам (в горных условиях железная дорога будет проходить на разных уровнях), изучается наличие разнообразного сообщества растений, в том числе и краснокнижных, а также, говоря научным языком, вся биота - насекомые, рептилии, птицы, в том числе водоплавающие, млекопитающие.

С 5 по 10 сентября сотрудники природного парка Михаил Бондарь и Алексей Первушин вновь побывали на участках будущего строительства, где провели необходимые исследования. Сначала они произвели видеосъемку участка с вертолета. Затем десантировались в районе реки Большой Тайгиш, прошли по берегу реки Средняя Буйба. Определили места, где проложены естественные тропы, по которым ходят животные и которые пересекаются с железнодорожным полотном. Возможно, именно здесь нужно будет принимать дополнительные меры для сохранения животных и, быть может, устанавливать специальные переходы для животных. В реках и водоемах фиксировали места, где обитают рыбы.

Уже на стадии проектирования, а точнее даже на предпроектной стадии, выявились серьезные нарушения в отношении экологии. Это, прежде всего, большое замусоривание территории парка изыскателями, незаконная рубка деревьев, проезд по территории парка механических транспортных средств, загрязнение вод и поверхности почвы мазутом, техническими маслами, нарушения почвенного покрова и.т.д. После ухода изыскателей и геологов то там то здесь валялись брошенные канистры, вызвала беспокойство опрокинутая бочка из-под масла. С тревогой отметили сотрудники парка то, что на охраняемой территории был оставлен не только мусор, но и продукты питания в больших количествах, что привлекает к человеку медведя - происходит привыкание зверя к людям, их лагерям, что грозит опасностью для обеих сторон. В частности, на одной из стоянок изыскателей были обнаружены мешок картошки, мешок муки, пакеты с рожками, более 10 буханок хлеба, лук, капуста, ведро лимонов (!). Этого добра хватило бы еще на целую бригаду. Бондарем и Первушиным было обнаружено также ружье, которое было сдано в Ермаковский РОВД.

Как показывают примеры зарубежных национальных парков, при должном совместном подходе строителей, транспортников и экологов к проектированию, строительству и эксплуатации транспортных линейных объектов можно добиться сбалансированного развития инфраструктуры и на охраняемых природных территориях.

Лариса Голубь
На снимках: сотрудник парка Михаил Бондарь; Большое Буйбинское озеро - возможно, здесь будет железнодорожная станция.
Фото Михаила Бондаря и Алексея Первушина.