Новости

12.09.2019
12.09.2019
09.09.2019
03.09.2019

ЗООЛОГ – БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПРОФЕССИЯ

     Одним из направлений деятельности природного парка «Ергаки» является наука. Александр Хританков – зоолог. Уже много лет он работает в «Ергаках»: находит, изучает, делает прогнозы. Его любовь - дикая и неизведанная природа. Его наука – открытие и исследование новых видов представителей животного мира парка. Александр – зоолог-профессионал, его деятельность перешла и за пределы зоологии: он обладает знаниями и геологии, и в фенологии. Его не просто застать в Дирекции, потому что научная работа – это не офис.

          О «Ергаках»:

     В молодости занимался альпинизмом, не раз бывал в горах. Знал, что есть такой парк, что место это интересное. Все хотел побывать. И вот я решил, что надо уезжать из Красноярска в сельскую местность. Поехал на юг края, в Большую Речку. А здесь в Дирекции сменилась администрация, начали первую исследовательскую программу. Со мной заключили договор, я поработал и написал научный отчет.

     В парке наблюдаю за всем, что шевелится. Проверяю то, что рассказали инспектора. В вечернее время хожу с ультразвуковым детектором и определяю точки, где живут летучие мыши. Смотрю животных, всех популяций разных видов.

          Редкая специализация:

     Я занимаюсь изучением мелких млекопитающих. Рукокрылые (летучие мыши) – это моя любовь. В настоящее время работаю над монографией. В охраняемых природных территориях обязательно ведется учет численности мелких млекопитающих – но в действительности специалисты по мышам редки. Рукокрылых не часто встретишь, поэтому информация о них очень значима. Я уже много лет занимаюсь этой темой, сотрудничаю с заповедником «Столбы». В прошлом году национальный парк «Шушенский бор» пригласил меня помочь в изучении этих редких животных на их территории.

          О научной деятельности:

     Не люблю офисную работу. Научный сотрудник должен работать в поле, и по результатам этих работ писать статьи, отчеты, публиковаться в серьезных изданиях. Ему нужен реальный опыт. Если «научник» зависает в офисе – толку от него, как правило, немного.

     Эта позиция приветствуется и понимается директором парка Игорем Грязиным. Он – один из тех директоров ООПТ, который серьезно относится к науке. Не позволяет ей умереть. Сотрудничаю с заповедником «Столбы». С научным отделом готовим методичку по определению следов животных.

          Медицинская зоология:

     Это настолько интересное направление! Здесь теория и практика. Тут напрямую завязаны проблемы медицинские с проблемами экологическими. Суть в изучении контактирования человека и животных в условиях изменяющейся среды.

          Руководитель экологической школы:

     Руковожу юными экологами. Горд тем, что мои ученики поступают на биофак, а один даже защитил кандидатскую диссертацию. Они выбирают науку своей профессией. Я только направляю. С ребятами в школе мы проводим учет численности животных, наблюдаем за их поведением.

          С помощью профилактики:

     Природа уязвима, восстанавливать её трудно, почти невозможно. Думаю, это очень сложно – совмещать интенсивное развитие туризма и охрану. Тем более такая большая площадь парка, экзотичная. Есть туристы, которые намеренно или по незнанию наносят вред парку: например, мусорят. Им выписывают штрафы. Но действенней всё же была бы профилактика, чтобы предупреждать подобные нарушения, а не только их констатировать. Надо разъяснять людям, что они делают и к чему это приводит.

          «Летопись живой природы»:

     «Научники» нужны для того, чтобы точно знать, что же мы охраняем. Будем надеяться, что и в «Ергаках» состоится своя «Летопись». Такие книги есть во всех федеральных заповедниках,. «Летопись» - это своеобразный отчет, где лишь несколько страниц посвящены инспекторской работе, а все остальные – наука! В научной части есть подразделы – геология, фенология, флористика и ботаника, энтомология и другие. «Летопись» не предполагает аналитику, её роль в констатации фактов. Но именно на основе материалов «Летописи» можно провести полноценную оценку научной работы в условиях природной территории.

          Зоологами рождаются:

     Наверное, я родился с зоологическими мозгами. С детства мне было интересно, всё что движется и шевелится. У моего старого друга есть внучка-четвероклассница и она приезжала летом погостить в Большую Речку. Мы вместе ходили спасать лягушек и жаб. Переносили их в безопасные места. Когда я спросил Кристину: «Что будет, если этого не сделать?». Она ответила: «Животные погибнут. Головастикам нечего будет есть». Ребенок мыслит зоологическими категориями! Она и своей подружке всё так объяснила, а та не поверила. И тут Кристина заявила: «Мы же биологи!». Она, будучи даже такой маленькой, позиционирует себя как уже состоявшийся биолог. Смотрю на неё и узнаю в ней себя.

Полина Хамидуллина,

природный парк «Ергаки»